Baby2000.ru Развитие ребенка от рождения до школы

 
Получите бесплатно книгу с пошаговыми мастер классами с детскими поделками...
Развиваем малыша	с рождения - Очень большой мастер класс, с подробным описанием и фотографиями (около 500 фотографий), посвященных созданию развивающих игрушек для самых маленьких

Главная > С года до трех лет > Как приучить к самостоятельности

Пользовательскогопоиска

Как приучить ребенка к самостоятельности

Первые попытки проявить самостоятельность отмечаются еще в начале второго года жизни. Малыш стремится к активному освоению всего окружающего и сам хочет все познать, используя при этом все свои физические возможности и органы чувств.

На третьем году ребенка уже не устраивает положение, когда для него все делали родители, хотя и теперь он еще без их помощи обойтись не может. Этот период наиболее благоприятен для выработки и закрепления самостоятельности, и именно в это время очень многое зависит от родителей. Им необходимо перестроить свои отношения с малышом, делать все не для него и не за него, а только вместе с ним, показывая ребенку, как выполняется то или иное действие. Конечно, малыш еще делает все медленно и довольно неуклюже. Нужно собрать все свое терпение и не вмешиваться в его действия, пока он сам не попросит о помощи.

Ребенок учится самостоятельностиПрежде всего самостоятельность ребенка может проявиться в овладении навыками самообслуживания. Его нужно привлекать к участию в кормлении, одевании, умывании, пользовании горшком. Это необходимо не для удобства взрослых, а для будущего развития ребенка. Тем более, что участие в этих процессах хотя и представляет для малыша определенную трудность, но вместе с тем интересно своей новизной.

В последующие годы, когда уровень развития детей станет значительно выше, их уже не привлекает самостоятельность в выполнении названных режимных процессов, они стремятся к другим, более интересным занятиям и делам.

Первые посильные самостоятельные действия ребенка — это предвестники его трудолюбия в дальнейшем. Их нужно не «гасить», а всемерно «раздувать».

Начиная со второго года жизни малыш должен приучаться к самостоятельности в еде. Даже самые неумелые его попытки заслуживают одобрения и поощрения. Необходимо многократно и терпеливо показывать ребенку, как следует во время еды сидеть за столом, самостоятельно пользоваться ложкой.

Ребенок учится есть самостоятельноА ложку лучше всего дать тогда, когда он к ней потянется, обычно это бывает в 1 год 2 месяца или чуть позже. Получив в руки ложку, ребенок не сразу с ней справится. Ему надо помочь, показать, как удобнее брать и держать ложку, чтобы она не опрокидывалась, как зачерпывать ею пищу. Пройдет немало времени, прежде чем малыш сам зачерпнет еду с тарелки и поднесет полную ложку ко рту, не перевернув ее. Конечно, он может испачкаться и разбросать пищу вокруг тарелки. Нельзя на него сердиться. Нужно вытереть ему лицо, затем стол (делать это лучше сразу, чтобы ребенок не привыкал сидеть за столом с испачканным лицом и руками).

В первое время пользование ложкой быстро утомляет малыша. После безуспешных попыток насытиться мать может взять другую ложку и накормить его сама. С каждым днем следует давать ребенку большую свободу в приобщении к самостоятельной еде, тем более что пользование ложкой способствует развитию кисти, совершенствует координацию движений.

Как только ребенок научится подносить ко рту самостоятельно хоть немного пищи, лучше прекратить его докармливать. В противном случае он быстро сообразит, что есть самому не просто, а голодным его не оставят, обязательно докормят.

Ребенок ест самостоятельноОпыт показывает, что если дать ребенку ложку в возрасте около года, когда он к ней впервые потянется, то к полутора годам он сумеет обходиться во время еды без посторонней помощи. Если же этого не сделать вовремя, то малыш не сможет самостоятельно пользоваться ложкой и в 2 года. А осваивать это умение в старшем возрасте, когда у него появляется много других увлечений, ему уже неинтересно.

После того как ребенок научится пользоваться ложкой и уже не проливает жидкое блюдо, можно начать приучать его самостоятельно вытирать губы после еды салфеткой.

С полутора лет, используя подражательные способности малыша, целесообразно привлекать его к самостоятельному мытью рук, причесыванию, участию в одевании и особенно раздевании. Первые попытки раздеться выявляются у ребенка в возрасте около полутора лет, он стягивает с головы шапочку, пытается снять носок.

РебенокДвухлетние дети почти полностью раздеваются сами, они не могут лишь расстегивать пуговицы. Одеваться им сложнее, и овладевают этим умением они позже, иногда только в 3—3,5 года, а справляться с пуговицами и шнурками им редко удается ранее 4—5 лет. Поэтому ясно, что ребятам следует помогать одеваться, но только помогать, а не одевать их полностью.

Ребенок учится одеваться самостоятельноЕсли ребенку, который захотел учиться одеваться, не создать соответствующих условий, не дать самому попробовать, это желание постепенно пропадет. Не окажется полезной и такая ситуация, когда малышу дадут возможность полностью одеваться без посторонней помощи. Он будет долго копаться, не справится с такой работой, и желание одеваться самому может исчезнуть. Чтобы такого не произошло, малышу нужно помогать, проделывая более сложную часть одевания и оставляя ребенку то, с чем он в состоянии справиться самостоятельно.

Самостоятельность — понятие широкое и проявляется у детей не только в самообслуживании. Родители должны поощрять и умение ребенка занять себя, самостоятельно играть, используя различные домашние предметы, игрушки, убирать свой уголок. Самостоятельность ребенка не исключает участия родителей в его деятельности. Наоборот, действия ребенка полезно так направлять, чтобы создавались условия для проявления все новых видов его самостоятельности и инициативы.

Иногда бывает достаточно попросить малыша или даже намекнуть ему, чтобы он помог выполнить какое-нибудь простое задание, как он тут же включается в работу и пытается сделать все самостоятельно. Следует широко использовать стремление детей к подражательной деятельности и давать им несложные поручения, которые они в состоянии выполнить самостоятельно.

Необходимо учитывать возрастные возможности ребенка, терпеливо относиться к результатам его труда, а главное помнить, что это идеальное время для выработки у детей самостоятельности и трудолюбия и всячески поощрять их стремление участвовать в домашних делах.

 

Понравилась страничка? Нажмите кнопку "Нравится" или поделитесь с друзьями ссылкой на страницу:

0
 

 


Комментарий:

Екатерина:
Хорошая статья. Я постоянно на ваш сайт захожу. Много полезного узнала. Спасибо авторам.

Наталья:
Мне всё понравилось и так-то оно так. Но вот у меня двойня, кормлю почти чаще одна. Вот как им двум дать ложки и помогать кушать. На одного нервов хватает, а вот на втором ребёнке уже заканчиваются.
И вот к горшку не знаю как их двоих. Слазят, кричат, или другой сразу подлазит.

Выскажите свое мнение о прочитанном на данной странице, оставив свой комментарий. Спасибо

Ваше имя:

Email:

Комментарий:



Как заработать в Интернете? Станьте дистрибьютором Skinny Body Care

Сборник "Как я научила своего ребенка..."

Сборник игр
Большой сборник развивающих игр и занятий с ребенком от рождения до школы.
Развитие ребенка. Как и чем заниматься с ребенком для его полноценного развития

Как я похудела на 9 кг за 25 дней

Хотите бесплатно получать статьи о воспитании и развитии ребенка, подпишитесь на еженедельную рассылку «Все о развитии детей-дошколят»


Секрет красоты. Как выглядеть на 10 лет моложе



Какой Ваш самый главный вопрос о развитии ребенка:


У меня растет малыш. Советы мамочке. Что делать, если... Скачать бесплатно